epolet (epolet) wrote,
epolet
epolet

В поисках четырех эффектов (моя колонка про туризм)

Недавно Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) в своем отчете за 2010 год «Барометр мирового туризма» объявила хорошую новость. В мире въездной туризм в прошлом году вырос на 6,7% по сравнению с 2009 годом и составил 935 млн человек. Это больше на 22 млн человек, чем на предыдущем пиковом уровне 2008 года (913 млн). Таким образом, международный туризм от воздействий глобального финансового кризиса и экономического спада 2008 и 2009 годов оправился быстрее, чем от него ожидали. Положительный рост наблюдался во всех исследуемых регионах мира. Однако, восстановление мирового въездного туризма шло на различных скоростях и прежде всего стимулировалось туристами из экономически развивающихся стран в такие же экономически развивающиеся (на 8% больше, чем в 2009 году). То есть, к примеру, туристы из Российской Федерации полюбили отдыхать в Таиланде. Азия показала наилучшие показатели (+13 %). В прошлом году здесь побывало 204 миллиона туристов. В Европе, пострадавшей весной 2010 года от извержения исландского вулкана, этот показатель составил 471 миллион человек - на 3% больше, чем в предыдущем году.

В нынешнем году UNWTO ожидает, что поток туристов вырастет на 4-5% и достигнет 970-980 миллионов человек. По словам генерального секретаря UNWTO Талеба Рифая, «перед международным туризмом стоит задача закрепления достигнутых в последние два года положительных результатов. Восстановление позиций в международном туризме - хорошие новости, особенно для тех развивающихся стран, которые полагаются на туристический сектор для получения необходимого дохода и создания рабочих мест».

Въездной туризм необходим любому государству. Он, как правило, оказывает четыре положительных эффекта на экономику государства: обеспечивает приток иностранной валюты; положительно влияет на такие экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт; создает стране положительный имидж; помогает увеличить занятость населения, поскольку туризм - это как раз та индустрия, в которой малый и средний бизнес находит себе применение.

Что же происходит в Казахстане? В июле 2004 года в стране началась реализация программы повышения конкурентоспособности и кластерного развития. Пилотный проект этой программы решено было внедрять в сфере туризма, объявленным одним из приоритетных кластеров. Понятно, что въездной туризм приносит огромные деньги, поэтому власти страны прилагали усилия, чтобы Казахстан стал эффективным участником этого рынка. Ведь связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство управляет туризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны властей.

Согласно государственной программе развития туризма в РК на 2007-2011 годы в прошлом году Казахстаном планировалось принять 7 млн. человек. Заглянем на сайт Агентства РК по статистике и обнаружим, что согласно последним данным, за январь-сентябрь 2010 года турфирмами было обслужено 28169 въездных туристов. В одной только Турции в прошлом году отдохнули в несколько раз больше казахстанцев. Естественно, далеко не все туристы въезжают в страну через турфирмы. В статистике применяется несколько вариантов подсчета прибытий, и они вносят путаницу. У пограничников – одни цифры, у турфирм – другие. Да и не вся статистика разделяет транзитников, челноков, гастролеров, спортсменов от «чистых» туристов. В среднем, около половины иностранцев посещает нашу страну с деловыми целями, к примеру, поучаствовать в выставках или конференциях. Но даже если сложить все оптимистичные цифры, станет понятно, что до развитой туристической державы Казахстану еще далеко.

В каких местах есть препоны для развития индустрии гостеприимства? Проблемы принципиально не изменились. Это отсутствие приемлемого сервиса при адекватных ценах, высокая стоимость авиабилета и т.д. Впрочем, в большие потери для отрасли это не выливается за счет увеличения потока выездных туристов. Но в этом случае происходит утечка денежных ресурсов из страны. Поэтому даже такие развитые государства, как США или Германия прилагают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов. Так что пока в стране не будут предприняты серьезные меры по развитию въездного туризма, в том числе на уровне законодательного акта, не появятся факторы, привлекающие в страну массовые потоки путешественников, въездной туризм будет потихоньку прогрессировать лишь в маленьких сегментах, вроде экологического или охотничьего.

Источник: журнал "Мой бизнес Казахстан" N1-2 (14-15) 2011 г.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments